Enel в России: развитие социального предпринимательства в регионах присутствия компании – путь от корпоративной социальной ответственности к созданию общей ценности

Энел Россия является одним из ведущих российских производителей электрической и тепловой энергии, входит в международную Группу Enel. Штаб-квартира Энел Россия находится в Москве. Компания имеет четыре производственных филиала: тепловые электростанции на Урале, Юге и в Центре России с общей установленной мощностью 9,5 ГВт. Традиционно электростанции в стране имеют долгую историю взаимоотношений с местным сообществом, основанную в большей степени на благотворительных инициативах и проектах. Однако Энел Россия начала работать над совершенствованием традиционного подхода корпоративной социальной ответственности, пытаясь перевести его в самостоятельную и устойчивую модель «создание общей ценности» (CSV). Благодаря анализу существенности (materiality assessment) коллеги по устойчивому развитию в Энел Россия смогли определить ключевые направления, которые учитывают, как потребности различных вовлеченных сторон в регионе присутствия, так и бизнес-цели компании. Анализ приоритетов проводился на основе данных, полученных на встречах со
стейкхолдерами и посредством он-лайн опросов (более 1000 человек и 50 местных организаций приняли участие в опросе с целью определения социальных, экологических и экономических приоритетов). Данный анализ и составленная на его основе «матрица существенности» помогли определить инициативы, которые должны быть разработаны совместно с локальными социальными организациями. Подобные центры занимаются вопросами помощи жертвам, страдающим от домашнего насилия, работой с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и людьми с ограниченными возможностями и т. д. Кроме того, сотрудники и волонтёры этих организаций создают интересные и необычные поделки и оригинальные предметы искусства, которые могут быть представлены широкой публике. Эти товары продаются по цене, покрывающей производственные затраты и приносящей небольшую прибыль центру, а также они покрывают по весьма умеренной цене спрос нескольких компаний на эксклюзивные
корпоративные подарки и поздравительные открытки для партнеров. Так, Энел Россия начала взаимовыгодное сотрудничество с местными организациями, расположенными около электростанции в Конаково, Тверская область (ДЮЦ «Новая Корчева» и «Конаковская районная организация «Всероссийское общество инвалидов»), электростанций в Свердловской области (СРОО «Аистенок» в г. Екатеринбург, «Асбестовый политехникум» в г. Асбест) и наконец электростанции в г. Невинномысск в Ставропольском крае («Детская школа искусств»).  Указанные социальные центры были приглашены на такие мероприятия Энел Россия, как «Открытая станция», которая проводится в летний период, и новогодние ярмарки в зимний период. Это традиционные развлекательные и образовательные мероприятия, которые объединяют местных жителей и администрации, сотрудников и членов их семей, акционеров компании и представителей СМИ. Мероприятия предоставляют возможность заинтересованным сторонам узнать больше о деятельности компании и процессе производства энергии, приобрести эксклюзивные подарки ручной работы по хорошей цене и принять участие в различных мастер-классах, в том числе по бисероплетению, росписи по дереву, керамике, вышивке, и т. д. Все деньги, полученные от продаж предметов ручной работы, идут на развитие упомянутых выше социальных центров. В то же время это помогает местным организациям привлекать других партнеров и развивать свою модель социального предпринимательства. Начиная с прошлого года Энел Россия активно участвует в проектах по вторичному использованию и переработке материалов. Компания нашла идейного вдохновителя- партнера (молодого социального предпринимателя) — «Charity Shop», который помогает вовлечь сотрудников компании в программу, ориентированную на разумное потребление ресурсов. Организация собирает детскую, женскую, мужскую одежду, аксессуары и обувь в хорошем состоянии, сортируя их в специальном порядке, чтобы далее распространить среди нуждающихся семей в регионах присутствия компании. Они также способствуют улучшению условий содержания домашних животных в приютах и переработке ветоши в предметы для быта. Часть одежды и аксессуаров продаются в магазинах «Charity Shop» для того, чтобы поддерживать деятельность социальной компании, в которой работают люди с ограниченными возможностями здоровья и в трудных жизненных ситуациях. Благодаря партнерам этого проекта (крупные компании домашней мебели и бытовой техники, большие торговые центры и т. д.) Энел Россия способствовала созданию дополнительных рабочих мест для жителей и укрепила сотрудничество с местными организациями и центрами, которые теперь предоставляют дополнительные услуги для компании по ее запросу (мастер-классы для сотрудников, оформление территории электростанции и т. д.).
Указанный проект был реализован с нулевыми затратами для компании. Сотрудничество подобного типа полностью соответствует приверженности Группы Enel Целям ООН в области устойчивого развития, среди которых особое внимание уделяется поощрению инклюзивного и устойчивого экономического роста, занятости и достойной работы для всех (цель №8). Безусловно, переход от социальной ответственности к концепции создания общей ценности — сложная задача, требующая усилий как от компании, так и от стейкхолдеров для того, чтобы увидеть конкурентное преимущество там, где раньше наблюдалось исключительно социальное бремя и обязательства. Однако если обе стороны сумеют преодолеть этот этап, объединив усилия для создания беспроигрышных решений, модель создания общей ценности может полностью изменить отношения между ними, предоставив для каждой стороны равного партнера, получающего выгоду при реализации социальных инициатив.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ENEL
Экономия коммуникационных и благотворительных бюджетов компании, формирование культуры бережливого потребления, сбор средств для нужд местного сообщества без дополнительных внутренних затрат. Содействие развитию корпоративного волонтерства среди сотрудников, развитие художественных навыков у сотрудников и членов их семей. Работа по взаимодействию с ключевыми заинтересованными сторонами, выполнение  обязательств Группы Enel в части Целей устойчивого развития ООН.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ
Развитие навыков социального предпринимательства, самостоятельной и устойчивой бизнес-модели, создание дополнительных рабочих мест. Привлечение новых партнеров и клиентов посредством бесплатной рекламы, фандрейзинг, оказание помощи нуждающимся и людям с инвалидностью, расширение сети контактов.