Enel: Переоценка производственной цепочки

О КОМПАНИИ

Компания Enel является мировым лидером по производству и передаче электроэнергии, а также развитию возобновляемых источников энергии. Компания-производитель электроэнергии для общественного потребления, основанная в 1962 году в Риме итальянским правительством, в настоящее время имеет собственный капитал в размере 24%, 68 000 сотрудников, обслуживает более 61 миллиона клиентов более чем в 30 странах, а ее оборот в 2015 году составил 82,7 млрд. долларов (75,7 млрд. евро)1 . В 2008 году была основана дочерняя компания Enel Green Power по производству электроэнергии из возобновляемых источников, которая в 2012 году начала внедрять в бизнес- процессы подход под названием «создание общей ценности», получивший дальнейшее развитие в 2014 году при содействии Генерального директора Группы Enel Франческо Стараче.

ВОЗМОЖНОСТИ

Энергия является основным двигателем социального и экономического развития и роста. Однако исследования показывают, что современные источники энергии недоступны более чем для 1,3 миллиарда человек во всем мире. В то время как в целях содействия экономическому и социальному развитию многие организации пытаются обеспечить всеобщий доступ к источникам энергии, в мире происходят процессы изменения климата и увеличивается объем выбросов вредных веществ в атмосферу. Компания Enel предложила решить проблему принципиально новым способом: обеспечить доступ к недорогим, надежным и экологически чистым источникам энергии за счет снижения энергетической бедности, охраны окружающей среды и защиты местного сообщества. Приведение долгосрочных задач по созданию социально-экологической стабильности в соответствие с коммерческими целями требует глобальных преобразований в деятельности Enel – классической энергетической компании со значительными угольными, нефтяными и газовыми активами.

Компания, основанная в Италии:

  • Обеспечивает и расширяет доступ к электроэнергии на развивающихся рынках;
  • Снижает негативное воздействие при выработке энергии в регионах своего присутствия в мире;
  • Предоставляет возможность трудоустройства для местных жителей;
  • Устанавливает надежные отношения с местным сообществом;
  • Повышает эффективность использования электроэнергии на производственных объектах в странах с развитыми энергетическими рынками.

Компания Enel стремится выйти на нулевой уровень эмиссии углерода к 2050 году и занимается созданием общей ценности для бизнеса и общества в долгосрочном периоде на разных этапах производственной цепочки – развитие бизнеса, проектирование и строительство, эксплуатация и ремонт. Многообразие технологических процессов в области возобновляемых источников энергии позволило компании Enel достичь значительных успехов и подняться на самые высокие позиции среди мировых компаний. Сумма обязательств компании Enel по развитию возобновляемых источников и изменению структуры потребления энергоресурсов в период с 2017 по 2019 годы составила более 5 млрд евро.

СТРАТЕГИЯ

«Для компании Enel стратегия создания общей ценности является ключом к открытию новых деловых возможностей за счет решения социальных и экологических проблем на всех этапах производственной цепочки. Комплексный подход обеспечивает возможность для местного сообщества извлекать из этого пользу и развивать местную экономику за счет эффективных бизнес-решений в коммерческой и производственной деятельности компании» – Франческо Стараче, Генеральный директор Группы Enel. Путь компании Enel к созданию модели общей ценности начался в условиях деловой потребности в расширении позиций компании в странах с формирующимися рынками с расчетом на долгосрочную перспективу. В 2012 году Enel Green Power (EGP) представила эффективную бизнес-стратегию по выработке электроэнергии с использованием возобновляемых источников за пределами Европы с исключением понятия «компенсации», которые не гарантирует создание реальной ценности. Команда провела ряд совещаний по решению проблем, связанных с внедрением новой и эффективной модели по рациональному использованию ресурсов в процесс принятия коммерческих решений. В результате этого была запущена Программа взаимодействия и расширения возможностей (Engagement and Empowerment Program): 300 человек из 10 стран приняли участие в совещаниях, где было представлено 27 методов/инструментов по созданию общей ценности (CSV). В 2014 году Франческо Стараче занял должность Генерального директора Группы Enel и начал постепенно распространять и продвигать стратегию EGP в рамках всей компании. В начале 2015 года началось внедрение и использование модели по созданию общей ценности в рамках Программы CSV IN. Кроме того, в Бразилии и Испании была проведена 8-недельная программа в электросетевом и распределительном секторе в формате «обучение на практике». По мере определения стандартов реализации происходила дальнейшая интеграция подхода по всей производственной цепочке, и получили развитие инструменты создания общей ценности (CSV) для проектирования и строительства, эксплуатации и ремонта. В настоящее время компания Enel занимается внедрением концепции создания общей ценности во всех бизнес-дивизионах, анализируя, в первую очередь, экономические, экологические и социальные факторы с целью выявления проблем местного значения и определения приоритетов местных заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Матрица существенности позволяет точно определить приоритеты компании и всех заинтересованных сторон, а также выявить ряд бизнес- проектов и инициатив, в которые компания Enel осуществляет дальнейшее инвестирование.

Реализация данной модели зависит от региональных факторов и этапов развития:

  • Этап развития бизнеса (BD) – Enel проводит глубокий анализ деловой среды и степени риска для определения возможностей по формированию конкурентоспособности в течение долгосрочного периода. Опираясь на данные критерии и выводы из социально- экономического анализа, компания открыла свою первую геотермальную электростанцию в Латинской Америке – Cerro Pabellón, Чили;
  • Этап проектирования и строительства (E&C) – Enel минимизирует воздействие на местное сообщество и окружающую среду во время строительства, принимает решения по осуществлению экологически рационального строительства объектов, ремонта и демонтажа оборудования электростанций, работающих на традиционных источниках энергии с целью создания экономики «замкнутого цикла» и обеспечения социального и экономического развития на локальном уровне. Например, проект Apiacás в Бразилии позволяет производить энергию из возобновляемых источников в большем количестве с меньшими затратами, кроме того, предусматривает обучение местных жителей на производстве и устанавливает сотрудничество с местными общественными организациями с целью охраны окружающей среды;
  • Этап эксплуатации и ремонта (O&M) – Enel занимается развитием и внесением поправок в текущие инвестпроекты или новые программы с учетом изменений и местных требований, возникающих по прошествии определенного периода времени. В странах с формирующимися рынками, таких как Латинская Америка, проекты Enel предусматривают создание рабочих мест, затрагивают развитие здравоохранения, образования и местной инфраструктуры. На развитых рынках, например, в Европе, компания Enel осваивает новые возможности, связанные с технологическим развитием. Существуют и другие задачи, требующие решения, начиная с энергетической бедности и заканчивая различными соглашениями с заинтересованными сторонами с учетом того, что в «старых» соглашениях применялся «близорукий подход» и большой акцент был сделан на меры денежных компенсаций негативного воздействия.

Реорганизация деятельности во всем мире заставила компанию Enel провести изменения на всех
этапах цепочки создания ценности:

  • Переоценка продукции и рынков — Enel расширяет доступ к электроэнергии и обеспечивает
    возможность трудоустройства для большего количества жителей в регионах присутствия
    путем создания общей ценности в связи с применением технологий использования
    возобновляемых источников энергии;
  • Переоценка производительности труда в цепочке создания ценностей – Enel
    использует несколько методов с проработкой краткосрочного и долгосрочного воздействия
    проектов на местное сообщество и окружающую среду в течение 5 лет, а также проводит
    работу по минимизации производства отходов и их утилизации;
  • Создание локальных групп — Enel активно развивает услуги по производству и передаче
    электроэнергии в странах с формирующимися рынками, тесно работая с местными
    сообществами и всеми заинтересованными сторонами.

РЕЗУЛЬТАТЫ: КОММЕРЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

1. В первой половине 2016 года методика создания общей ценности была применена компанией Enel на 528 объектах, включая электростанции и сетевые энергообъекты.

2. Модель создания общей ценности способствовала внедрению компанией Enel новых технологий, найму новых сотрудников, открытию новых возможностей для деловой деятельности и увеличению объема производства в разных странах.

НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ, ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Не существует единого решения по созданию общей ценности в рамках предприятия и ее деятельности, учитывая внушительное количество и разнообразие проектов, а также их географическую структуру. На практике компания столкнулась с внутренними и внешними трудностями при внедрении концепции общей ценности в бизнес:

  • Существовали сложности в реализации «традиционных» проектов, связанных с благотворительностью, спонсорством, финансовой поддержкой, договорами о компенсации, которые кардинально отличаются от бизнес-проектов с положительным социальным эффектом, к реализации которых стремится компания. Кроме того, необходимо было доступно объяснить работникам компании, особенно техническим специалистам, всю важность подхода создания общей ценности;
  • Enel стремится достигнуть результатов в короткие сроки, в то время как увеличение эффективности стратегии создания общей ценности (CSV) происходит постепенно. Для внутренней поддержки команда специалистов по устойчивому развитию всегда обращала внимание на преимущество такого подхода перед конкурентами и указывала на то, насколько оценка воздействия на социальную и окружающую среду и связанных с ним рисков, а также правильное и активное управление отношениями с заинтересованными сторонами способствуют повышению эффективности деятельности компании;
  • Официальное применение стратегии создания общей ценности (CSV) в рамках процедур и организационных структур предполагало назначение новых ролей в вовлеченных функциях – к существующим обязанностям добавились: индивидуальная ответственность, обязанность предоставления отчетности в жесткие сроки и консультирование различных бизнес-функций.
  • Будучи частной компанией, Enel столкнулась с:

а) недоверием со стороны заинтересованных сторон, которые считали, что компания стремиться к получению прибыли в ущерб интересам стейкхолдеров;

б) местным сообществом, требующим немедленной компенсации различных видов негативного воздействия; и

в) ограниченными знаниями и представлением о безопасном и эффективном использовании энергии на развитых рынках в своей стране, что может привести к энергетической бедности.

  • Самым сложным оказалось применить модель создания общей ценности (CSV) на заключительном этапе эксплуатации и ремонта (O&M) – Enel имеет дело с производственными активами с долгой историей, на которых много лет назад были заключены договоры о компенсационных мерах, установлены плановые показатели по производственным расходам, а также не были затронуты вопросы социального и культурного многообразия;

а) С самого начала возникновения возможности для новых бизнес-проектов применение модели создания общей ценности (CSV) обязывает компанию Enel учитывать техническую, экономическую, экологическую и социальную точки зрения, а также включать инвестиции в социальную инфраструктуру и охрану окружающей среды в капитальные затраты.

Целеустремленность Генерального директора компания Enel помогла действительно изменить мировоззрение и взгляд на концепцию создания общей ценности, и есть надежда, что данный стратегический подход на энергетическом рынке послужит стимулом для изменений во всей отрасли. Установление и долгосрочное сохранение данной модели на электростанциях и в стране может обеспечить новые возможности в области бизнеса, поскольку компания Enel становится более привлекательной по сравнению с отраслевыми конкурентами. С учетом этого факта, к 2020 году компания Enel планирует расширить доступ к электроэнергии для 3 млн человек, способствовать созданию рабочих мест и социально-экономическому развитию для 1,5 млн человек, а также увеличить объем производства из возобновляемых источников энергии во всем мире.