M-PESA: финансовые услуги для малообеспеченных слоев населения
О компании
Safaricom – ведущий провайдер услуг мобильной связи в Кении. Из каждых 5 минут разговоров по сотовым телефонам компания поддерживает 4 минуты. В 2012 году доходы компании составили 1,25 млрд долларов. В 2000 году 40% акций Safaricom приобрела британская многонациональная телекоммуникационная компания Vodafone.
Возможность
В 2006 году 400 банковских подразделений и 600 рабочих станций ATM обслуживали 36 млн жителей Кении. При этом охват потребительской аудитории составлял не более 18,9% кенийцев. Ещё одна часть населения (7,5% ) получала доступ к другим видам официальных услуг через учреждения микрофинансирования, а все остальные жители либо пользовались неофициальными механизмами (например, «сберегательные группы» / savings groups), либо вообще не имели доступа к банковским услугам.
Стратегия
Safaricom и Vodafone разработали продукт для сотовых телефонов M-PESA («М» — мобильные, «pesa» — деньги), с помощью которого потребители погашают задолженность перед учреждениями микрофинансирования. Основная часть потребителей стала использовать M-PESA в качестве недорогой услуги по переводу денежных средств. Данное наблюдение подтолкнуло Vodafone и Safaricom к изменению дизайна продукта с целью трансформации M-PESA в новую услугу мобильного банкинга, позволяющую клиентам оперативно переводить, хранить и снимать денежные средства, оплачивать счета, приобретать минуты эфирного времени, осуществлять переводы между сервисным счётом M-PESA и традиционным банковским счётом – всё с помощью мобильного телефона.
Способ создания общей ценности
создание нового рынка и продукта, оптимизация цепочки создания ценности
Экономические результаты
- В январе 2010 года сумма переводов с помощью сервиса M-PESA превысила 600 млрд долларов, благодаря чему компания Safaricom получила доход в размере 100 млн долларов.
- Через 5 лет после запуска услуги, аудитория активных пользователей сервиса M-PESA в Кении превысила 14,5 млн человек. Ежедневно кенийцы переводят такой объём средств, который превышает сумму ежедневных переводов, осуществляемых по всему миру компанией Western Union.
Социальные результаты
- Улучшение показателей качества жизни кенийцев за счёт повышения оперативности денежных расчётов и переводов, расширения доступа к капиталу, и содействия пропаганде вкладов и иных банковских продуктов (по результатам исследования 2011 года).
- В 2011 году M-PESA завоевала премию AfricaCom Changing Lives Award за «значительный вклад в повышение качества местных телекоммуникационных систем и социально-экономическое развитие Африки».
Источник: Shared Value Initiative